5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)
Моя работа направлена, в первую очередь, на создание благоприятного психологического климата во всех классах для всех обучающихся, где я работаю как учитель-предметник, и в 9 «А», где я являюсь классным руководителем. За всего годы работы на меня не было жалоб со стороны родителей и обучающихся. Отсутствуют постоянные конфликтные ситуации в классе с обучающимися (их родителями).
В классах, в которых я работаю, нет детей из семей мигрантов.
1. Работа с одаренными детьми
Раннее выявление и развитие способностей обучающихся способствует повышению качества образования. Моя работа в этом направлении строится на:
- — изучении интересов и склонностей детей;
- — создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализации программ профильного обучения, разработанных мною самостоятельно;
- — формировании у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;
- — профориентации молодежи на наукоемкие профессии, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;
- — развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
- — проведении тематических мероприятий
- — моральном стимулировании лучших обучающихся
Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Я придерживаюсь мнения, что каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением вектора его личности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации (для самых юных участников) и заканчивая моральной поддержкой по дороге на конкурс.
Примеры работы:
- — Использование лицензионного продукта ОСЗ Хим IQ — игры-викторины по химии с поддержкой многопользовательского режима (начинающий, опытный и профессионал) с помощью которого я создаю собственные викторины.
- — Фестиваль науки в МГУ: в 2013 году мы приняли участие в работе 10 площадок, больше всего запомнилось и понравилось «Научное шоу доктора Хала», «Кот Шредингера».
У меня достаточно богатый опыт работы со способными учащимися. Опыт весьма интересный и, самое главное, успешный.
Среди моих выпускников за истекшее пятилетие – 20 медалистов.
год | серебро | золото |
2011 | 1 | 2 |
2012 | 5 | 4 |
2013 | — | 2 |
2014 | — | 3 |
2015 | — | 3 |
Мною разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников. В школьном кабинете химии сформирован отдел методической библиотеки по работе с талантливыми учащимися. Разработаны учебные программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов, направленных на углубленное изучения материала, подготовки к ГИА.
1.1. Итогом работы можно считать победы моих обучающихся в конкурсах и олимпиадах, в том числе метапредметных. Подготовка победителей проектных, научно-исследовательских конкурсов
1.1.1 . 2011 год – 3 ученика заняли 2-е место, 1 ученик занял 3-е место и 4 призера олимпиады по естествознанию МИОО. В командном туре олимпиады МИОО заняли 1 место;
1.1.2. 2013 год – 1 ученик занял 3-е место в окружной Научно-практической конференции школьников ЮВАО по химии «Из школьной лаборатории в большую науку: мыслим, творим, действуем» и получил диплом 2-й степени на ХХI Московской городской конференции проектных и исследовательских работ учащихся по химии в МИОО.
1.1.3. В 2014 году 8 человек, 10-11классов, приняли участие в I Всероссийской олимпиаде «Первые шаги в медицину». Результаты: 1 человек – 2-ое место, 1 человек – 3-е место, 6 человек стали призерами олимпиады.
1.1.4. В 2014 году 6 человек, приняли участие во Всероссийской олимпиаде по химии ФГОС для 8-9 классов, став призерами олимпиады.
1.1.5. В 2015 году 16 человек приняли участие в Московской олимпиады по химии, 6 человек стали победителями интернет-этапа.
1.1.6. В 2015 году 1 человек стал победителем окружного этапа конкурса «История моей семьи в истории моей России»;
1.1.7. В 2015 году 4 человека стали призерами метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений»;
1.1.8. В 2015 году 10 человек приняли участие в конкурсе – олимпиаде «Я узнаю Москву – личности»;
10 человек приняли участие в конкурсе – олимпиаде «Я узнаю Москву – территории».
А также:
1.2. Грамоты, благодарственные письма учителю за подготовку победителей конкурсов, 100-бальников ЕГЭ по химии.
1.2.1 В 2012 году награждена Благодарственным письмом за подготовку учащихся к олимпиаде и активное участие в организации и проведении 11 Московской городской дистанционной олимпиаде по естествознанию МИОО.
1.2.2 В 2013 году награждена Благодарственным письмом за подготовку учащихся и победителей олимпиады (3 место) Окружной научно-практической конференции школьников ЮВАО по химии 2012—2013 «Из школьной лаборатории в большую науку: мыслим, творим, действуем».
1.2.3 В 2013 году награждена Благодарственным письмом за подготовку лауреатов конференции (2 место) ХХI Московской городской конференции проектных и исследовательских работ учащихся по химии ЦПМ МИОО.
1.2.4 В 2013 году награждена Благодарственным письмом префекта ЮВАО за неиссякаемый педагогический талант, высокий профессионализм, целеустремленность, многолетний кропотливый труд на учительском поприще, душевную щедрость, преданность делу
1.2.5 В 2014 году награждена Сертификатом за подготовку и участие учащихся 10-11 классов и Дипломом педагога, подготовившего победителей олимпиады (2 и 3 место) 1 Всероссийской олимпиады «Первые шаги в медицину».
1.2.6 В 2014 году награждена Сертификатом за подготовку участников Всероссийской олимпиады по химии ФГОС для 8-9 классов
1.2.7 В 2015 году награждена Благодарственным письмом за подготовку победителя окружного этапа городского конкурса Научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России»
2. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Я стараюсь максимально вовлечь ребенка (в моем классе есть 1 такой ребенок, по закону о защите прав я не могу указывать его ФИО) в участие во всех классных делах, с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность ребенку проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа. Я активно привлекаю таких детей участвовать в проектах, конкурсах (в этом году обучающийся из моего класса занял призовое место в конкурсе сочинений «Не прервется связь поколений», в номинации «Учителями славится Россия»). Принял участие в конкурсе-олимпиаде «Я узнаю Москву – личности».
Привлекаю его к участию во всех внеклассных мероприятиях. Особенно важными являются: «Новый год – семейный праздник», «День именинника». Именно здесь он понимает, что нужен и любим.
Для работы с такими детьми наиболее успешным является использование ЛОТ (личностно-ориентированных технологий). На своих уроках я стараюсь создать условия успешности для всех учеников в классе. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
3. Работа с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основой этой работы является программа социальная реабилитация, которая разрабатывается совместно: медицинский работник – социальный педагог, педагог-психолог – классный руководитель – ребенок – родители. Успешность таких детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от образовательной среды, в которой находится ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ.
Образование таких детей строится на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. Обучение и воспитание организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как личность, ценность которой не зависит от его способностей и достижений. Эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников больше других. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.
3.1. Для подобных детей большое значение имеет использование интернет-уроков. Я использую материал рубрики ГМЦ рубрику «Больше чем урок». Ребенок может просмотреть фрагмент дома и ответить на вопросы, разработанные индивидуально для него.
3.2. Программа «Урок в музее». В ходе реализации данной программы у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Ребенок может самостоятельно с родителями побывать в музее. Мне он принесет уже готовые задания (отчет). По результатам посещения музея ребенок выступает с отчетом перед своими одноклассниками в классе (или в самом музеи проводит экскурсию, выступая в роли экскурсовода для своих одноклассников). Мною разработан такой урок в соавторстве с методистом ГМЦ по химии на примере музея им. В.И. Вернадского.
3.3. Большое внимание при работе с такими детьми я уделяю развитию мелкой моторики: работе с химическим конструктором, моделированию, использованию учебных коллекций.
4. Работа с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением
В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций. При этом я веду работу с самим ребенком, с учителями-предметниками, с родителями. Для заполнения и сбора необходимой информации используется социальный паспорт учащегося.
Большое внимание уделяю профилактической работе по раннему выявлению подростков с девиантным поведением, оказываю своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, даю рекомендации родителям по оздоровлению условий семейного воспитания.
4.1. Помощь подросткам в профориентации
4.1.1. В октябре 2014 года я со своими обучающимися приняла участие в Едином дне открытых дверей «Сто дорог – одна твоя».
4.1.2. В апреле 2015 года приняли участие в Московском дне профориентации. В программе были встречи с ведущими работодателями, презентации средних и высших учебных заведений, тестирование и консультации педагогов и психологов, мастер-классы.
4.1.3. В 2014 году я награждена Центром военно-патриотического и гражданского воспитания Сертификатом за участие в профориентационной образовательной программе для старшеклассников «Экскурс в мир профессий».
4.2. Работы по профилактике вредных привычек
4.2.1. В рамках работы по профилактике вредных привычек, табакокурения, алкоголизма, наркомании, провожу классные часы, организую выставка плакатов, посвященных профилактике и борьбе с вредными привычками. Большое внимание в своей работе уделяю интернет-зависимости. Сценарий классного часа опубликован ГМЦ в журнале «Слово учителю».
4.2.2. Ежегодно провожу встречи родителей с наркологом. В этом году тема разговора была «Алкоголь. Курение. Наркотики: профилактика и помощь в трудных ситуациях».
В ходе встречи были освещены вопросы наркомании в районе, необходимость первичной профилактики.
4.3. Работа по профилактике неуспеваемости и пропуску занятий.
4.3.1. Индивидуальная работа по профилактике неуспеваемости и пропуску занятий без уважительных причин. Привлечение родителей и опекунов к решению этой проблемы.
4.4. Большое внимание уделяет занятости учащихся в свободное время, стараюсь максимально заполнить свободное время подростков, заинтересовать их каким-либо видом деятельности. Это экскурсии, спортивные соревнования, походы и поездки, КВН, огоньки. Для этого использую инновационные подходы к формированию активной жизненной позиции и лидерских качеств у детей и подростков в деятельности детских общественных объединений.
4.4.1. Ежегодно принимаю участие в главном событии жизни школы – Сборе, который проходит в весенние каникулы. В этом году прошёл 38 сбор старшеклассников.
В нем приняли участие 144 человека: обучающихся, выпускников разных лет, учителей и гостей. Сбор – это интегративная форма воспитательного воздействия на детей, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности. Сбор – это эффективная форма обучения социальной активности, осмысления, передачи и распространения воспитательного опыта. Я принимаю в нем участие уже 15-ый раз. За подготовку и проведение 30, 32, 33, 34, 35, 37 традиционных лагерных Сборов объявлены благодарности с занесением в личное дело (есть записи в трудовой книжке).
4.4.2. Подростковый сбор. Главная его цель – это живое человеческое общение. Помочь обучающимся 5-8 классов лучше узнать друг друга, поближе познакомиться, подружиться, раскрыть свои таланты, продемонстрировать свои возможность, узнать и научиться чему-то новому, приобрести новые знания и новый социальный опыт. В этом году в школе прошел 21 подростковый сбор. В нем приняли участие 191 человек. За большую работу по подготовке и проведению 15, 17, 18, 20 Подростковых сборов мне объявлены благодарности с занесением в личное дело.
4.4.3. В школе создано детское общественное объединение «Содружество сборовцев». В его рядах большое число моих выпускников прошлых лет. В этом году ему исполнилось 38 лет, 32 года я вхожу в его ряды. Сначала как ученица школы 825, потом как выпускница школы 825, теперь как учитель школы 825. На сайте химбиоз.рф Сбору посвящен целый раздел в разделе классное руководство.
4.4.4. В ноябре 2012 года в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Лучшее – детям». Силами учителей и обучающихся нашей школы были организованы творческие мастерские. Я проводила мастер-классе по декупажу, участники которого (любой желающий) получили возможность создать красивые подарки друзьям и близким своими руками.
4.5. Работа с родителями
4.5.1. В рамках просветительской работы классного руководителя в кабинете есть целая подборка «Для Вас, родители», где имеется информация по вопросам воспитания, нормативные документы, касающиеся несовершеннолетних, телефоны доверия школы и города, «Уголок правовых знаний» с соответствующими документами и материалами по теме правового просвещения.
4.5.2. На сайте химибиоз.рф в рубрике Классное руководство есть подборка видео-лекций в разделе «Семейная гостиная для родителей и педагогов».
4.5.3. Провожу индивидуальные беседы и консультации для родителей по вопросам воспитания: профилактика правонарушений, индивидуальная помощь в решении конфликтных и критических ситуаций, защита прав каждого ребёнка и взрослого. Индивидуальную форму в этом направлении считаю наиболее эффективной. Гарантом эффективности работы с родителями, на мой взгляд, являются:
- — Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
- — Доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
- — Заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
- — Системный характер работы с родителями;
- — Привлечение к данной работе психологической службы школы (по необходимости).
Особо хочу отметить, что среди моих обучающихся нет детей, стоящих на учете в детской комнате милиции.
Накопленным опытом делюсь с коллегами, выступаю на заседаниях МО классных руководителей, педагогических советах. Темы выступлений: «Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения», «Выработка единых требований к учащимся», «Из опыта работы учителя химии с одаренными детьми», «Особенности работы в классе, где обучаются дети с ОВЗ»).