Сайт учителя химии и биологии Серегиной Эллы Борисовны
Изображение сайта

3. Тематические контрольные работы в системе ФГОС

Автор: admin Рубрика: Публикации

54384_originalОпубликована в Сборнике тезисов Всероссийского съезда учителей химии в МГУ им. М. В. Ломоносова, секция «Учебно-методическое обеспечение курса химии в школе, учебники и программы по химии», Москва, 2012 год.

Тематические контрольные работы в системе ФГОС

Предпосылкой разработки ФГОС послужила необходимости реформирования образования и вывода его на совершенно новый, качественный уровень. Международные исследования, проведённые PISA, в 2006 году, и TIMSS, в 2007, показали, что российские школьники не могут на практике применить полученные знания, особенно в нестандартных ситуациях. В связи с этим главной задачей стандартов нового поколения становится формирование, в рамках образовательного процесса, естественнонаучной грамотности, как одного из компонентов функциональной грамотности; иными словами целью ФГОС является развитие у учащихся умения применять полученные знания в условиях быстроменяющихся ситуации. Но как важно развивать умения учащихся в указанном направлении, так не менее важно оценивать сформировавшиеся компетенции учащихся.

Одной из проблем, которые актуальны на сегодняшний день, является отсутствие контрольно-измерительных материалов, удовлетворяющих современным требованиям ФГОС. В стандартах нового поколения указаны конкретные виды деятельности, которыми учащихся должны овладеть к концу обучения. Неотъемлемой частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы действия», «надпредметные действия». Эти умения формируются в процессе учебной деятельности, а проверяются во время контрольных и проверочных работ. Существующие на сегодняшний день традиционные контрольные работы по химии не позволяют должным образом измерять приведённые выше показатели.

В диагностической контрольной работе по химии, проводимой МИОО в 2011 году для 8 классе, эти особенности были учтены. Но к заданиям такого плана учащихся нужно готовить заранее, для них подобная форма контроля не должна быть необычной. Контрольные такого формата должны существовать уже сейчас. И здесь есть 2 решения этой проблемы: или ждать пока работы нового типа разработают, и они появятся в свободном доступе (в продаже, на сайте МИОО) и будут подходить ко всем учебникам и учебным программам. (Что вряд ли произойдёт в ближайшее время, так как речь идёт о тематическом контроле, а не об итоговом.) Или создавать их самостоятельно. А вот здесь уже многое будет зависеть не столько от желания учителя, сколько от его профессиональной подготовке, или переподготовки. Ведь хотим мы или нет, но новые изменения в образовании неизбежны. И к ним должны быть готовы в первую очередь сами учителя.

Мною предпринята попытка самостоятельно разработать подобные тематические контрольные работы в формате ФГОС. В этом мне помогла учёба на курсах МИОО «ХИ-7: Обучение химии в соответствие с новыми образовательными стандартами». В контрольных работах все задания делятся на 4 блока: знания, мышление, коммуникация, применение. С помощью них проверяются основные компетенции учащихся:

— познавательные УУД (система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации);

— коммуникативные УУД (способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, самостоятельная организация речевой деятельности в письменной форме);

— регулятивные УУД (отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Делать какие-либо выводы, пока рано, но, проведя несколько контрольных работ в подобной форме, следует отметить:

1) Тематические проверочные работы в новом формате помогают ликвидировать неуспешность в обучении, так как все ученики смогли справляться с задачами, требующими осмысления, взамен механического воспроизведения, продемонстрировав при этом гибкость ума.

2) По сравнению с традиционной формой, задания этой работы дифференцированы и учитывают индивидуальные особенности учащихся разного уровня подготовки, что позволяет, учитывая особенности мышления, повышать эффективность обучения.

3) Контроль знаний происходит не только по дисциплине «химия», но также и по смежным дисциплинам – это позволяет сформировать единую картину научных знаний у учащихся и дать возможность ориентироваться в информации, не привязываясь к какой-то определённой области.

http://www.chem.msu.ru/rus/ChemTeachersCongress2012/section-uch.pdf

Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0 Вы можете оставить комментарий. Пинг сейчас закрыт.

Ваш отзыв