Сайт учителя химии и биологии Серегиной Эллы Борисовны
Изображение сайта

6. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных технологий или электронного обучения

1. Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании.

Я применяю следующие технологии:

  • — ИКТ
  • — Технология проблемного обучения
  • — Технология исследовательского обучения
  • — Личностно-ориентированные технологии
  • — Игровые технологии
  • — Метод учебных проектов

2. Использование здоровье-сберегающих технологий.

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Геродот  

Быть здоровым – это естественное желание человека. Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность  усваивать образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. Социальное и душевное состояния ребенка во многом зависят от правильно организованного учебного процесса.

Под здоровье-сберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

  • — учет индивидуальных особенностей ребенка,
  • — воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,
  • — недопускание чрезмерно изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,
  • — обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

На моих уроках создана комфортная психологическая атмосфера.

P1070806

3. Использование информационно–коммуникационных образовательных технологий.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяя ребенку с интересом учиться и находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами, гармонично дополняет их. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Примером может являться использование на уроках химии в 8 классах интерактивной таблицы Менделеева.

Использование средств ИКТ на уроках химии позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль качества образования;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

Все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на следующие направления:

1)  Справочные пособия по конкретным темам;

2)  Решение расчетных и экспериментальных задач;

3)  Организация и проведение лабораторных работ;

4)  Оперативный контроль и оценка знаний;

5) Коррекция самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Высокий обучающий эффект достигается при систематическом использовании мною на уроках КТ.

Отдельно хочется отметить, что за последние годы значительно вырос уровень создаваемых ребятами презентаций, их количество и качество. Работа Кузнецова А. «Природный каучук: история открытия и применения», сделанная как учебный фильм по химии, получила высокую оценку на окружном и городском конкурсе учебных проектов учащихся в 2013 году.

4. Развитие проектной деятельности школьников.

Итоги проектной деятельности анализировались мною в разделе «Результаты внеурочной деятельности обучающихся». Хочу только добавить, что в школе есть Научно-практическое общество учащихся. В конце каждого учебного года многие ребята, которые не приняли участие в окружных, городских конкурсах могут выступить с защитой своих проектов, которые они готовили в течение года, на итоговой школьной конференции.

Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как: мультимедийная экскурсия, справочник, путеводитель, макет, видеоматериалы (видеофильм, презентация), учебное пособие или дидактические материалы, компьютерная программа и другие.

Следует отметить, что проектная деятельность пользуется большой популярностью среди учеников, достаточно перечислить некоторые проекты, чтобы продемонстрировать всё многообразие:

—  видео-экскурсия по музеям Москвы;

—  Москва “бардовская”;

—  дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тарханах (фильм);

—  С. Есенин в Москве (фильм);

—  Забытые герои войны 1812 года Н.А. Тутомлин (выступление на конференции);

— Природный каучук: история открытия и применение (2 место на городском конкурсе проектов  МИОО);

—  Зазеркалье (на стыке химии и физики);

—  Проект макета поселения землян на Луне (1 место в конкурсе проекте по естествознанию);

—  Олово: легенды и мифы.

В Городском конкурсе научно-исследовательских мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России», который в 2015 году прошел в шестой раз, Кугач М. стал победителем окружного этапа конкурса «История моей семьи в истории моей России» и участником городского этапа конкурса с работой «Пять поколений династии художников семьи Кугачей».

Работа выложена на сайте химбиоз.рф

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Майкл Фарадей.

Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений, помимо проведения исследований, имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов и т. п.

Исследовательская работа учащихся занимает на уроках химии и во внеурочное время достаточно большое количество времени. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, особенно это касается практико-ориентированных заданий уровня С3 ОГЭ по химии. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
20141111_104539 20141111_104627(0)20141111_104515

В качестве иллюстрации данной работы приведу сценарий занятия кружка по химии «Эта удивительная химия». Методическая разработка опубликована в 2015 г. в сетевом издании ГМЦ «Слово учителю».  

А также использование хронолинии «Выращивание кристаллов».

 6. Создание условий успешности обучающихся.

Используя ЛОТ (личностно-ориентированные технологии) на своих уроках, я стараюсь создать условия успешности для всех учеников в классе. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для себя увлекательность  поиска,  погружения  в  мир неведомого,  школьник уже постоянно стремится к поиску, не считаясь  с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

Изображение 011MA1CU4hnXXY

7. Интегрированное обучение

Интеграция различных учебных дисциплин приобретает сегодня особую значимость. Межпредметные связи (химия, биология, экология) позволяют рассматривать на уроках химии вопросы влияния химических веществ на окружающую среду и организм, а также формируют практические навыки обучащихся в работе с химическими веществами. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет поддерживать интерес к учению.

Я использую различные формы проведения интегрированных уроков: семинары, конференции, игры, межвозрастные встречи с интересными людьми.

P1180880 P1220688

Интегрированные уроки разработаны мною по следующим темам: «Металлы в организме человека», «Лекарства и ферменты», «In vino veritas, in aqua sanitas» (Истина — в вине, здоровье — в воде).

Интересным направлением для себя и своих обучающихся считаю начатую в этом году работу: «Урок в музее». Я приняла участие в работе педагогической мастерской для учителей города Москвы в рамках городского проекта «Урок в Москве» на базе музея им. В.И. Вернадского с презентацией собственного опыта.

8. Внедрение дистанционного обучения в процесс преподавания учебных предметов.

Наш мир стремительно меняется.  Но в любое время и в любом месте перед педагогом стоит задача воспитания подрастающего поколения, то есть формирования личности, передачи общечеловеческих ценностей, привития моральных категорий.  Необычайно важно при этом разговаривать с учениками на одном языке, свойственном новому времени и современному поколению, иначе весь смысл обучения потеряется за неимением связующих средств, и, в конечном итоге, благую цель перекроют коммуникативные барьеры. Не обязательно при этом, как могут сразу подумать многие, опускать планки и «снисходить» до низких языковых стандартов, сленгов, принятых в подростковой среде, ни в коей мере. Но при этом нужно помнить, что речь возникла для передачи информации, а, значит, главная её цель заключается именно в адекватном обмене данными. Сейчас для педагога одной устной речи, как профессионального метода, мало, нужно пользоваться теми же средствами, с помощью которых общается весь мир, а именно Интернетом.Важная задача педагога – почувствовать требования нового времени и успешно применить их в образовательном процессе. Поэтому для профессионального роста я выбрала сферу информационных технологий, позволяющую стать ближе к ученикам и суметь объяснить им необходимую информацию доступным и привычным для них способом. Как показывает практика, использование для обучения специальной оболочки повышает мотивацию детей к учению, наглядно демонстрирует им широкие возможности информационных технологий.

Если говорить о  создании курсов с информационно-коммуникационной поддержкой, то необходимо  учитывать  квалификацию, профессионализм  самого учителя. Учитель, берущийся за реализацию курса с информационной  поддержкой, должен обладать определенной информационно-коммуникационной квалификацией. А значит повышение квалификации самого учителя – одна из первоочередных задач.

20130914_151510

Мною были разработаны обучающие пространства в Интернете: по биологии и химии:

«Зоология» (для 7 класса);  «Ботаника (для 6 класса); «Подготовка к ЕГЭ» (для 10 класса): «Химия 8 класс»; Все курсы были закрыты без предупреждения в 2015 году. Система learning просто перестала работать… Адрес http://learning –  недоступен. На разработку авторских курсов, подборку материала по каждой теме ушло 4 года.

Сейчас я веду работу по восстановлению всего материала и переводу его на работу в системе единого информационного образовательного пространства (ЕИОП) на базе Moodle. Пространство размещено на сервере ГБОУ СОШ №825. Восстановить материал очень сложно, это долгий и кропотливый труд.

Отдельно хочу отметить, что 29 октября 2014 года были определены 200 столичных образовательных организаций, которые стали победителями второго этапа проекта «Школа новых технологий». В этом и моя заслуга. Наша школа, ГБОУ СОШ № 825, в списке победителей (65 место). Школы новых технологий получили возможность реализовать инновационные ИТ-проекты в сфере образования, воспользоваться преимуществами городских информационных решений,  также принять участие в  обширной партнерской программе «ШНТ», которая включает заседания «ИТ-клуба», выставки, семинары, мастер-классы, экскурсии и конкурсы. Сейчас идет работа по внедрению этого проекта.

9. Мониторинг учебных достижений учащихся по предмету.

Ведется систематическая работа с электронным журналом, электронными дневниками учащихся. Провести мониторинг, распечатать отчет, выдать домашнее задание, оперативно связаться с родителями помогает электронный дневник.

Данная система ориентирована на решение различных школьных задач:

  • · отражение ведения учебной части;
  • · автоматизацию ведения школьного документооборота;
  • · учет успеваемости и посещения учащихся;
  • · мониторинг различных показателей;
  • · контроль за учебным процессом;
  • · своевременную выдачу домашних заданий;
  • · своевременную связь с родителями (по желанию)

10. Формы сетевого взаимодействия между учителями по проблемам обмена педагогическим опытом

Создано  и  поддерживается дистанционное  сопровождение  образовательного процесса: личный сайт учителя химии и биологии, классного руководителя  химбиоз.рф.

_opytaОн был создан с целью обмена опытом с коллегами, помощи в изучении химии и биологии учащимся, для общения с родителями учеников. Данные на сайте постоянно обновляются и добавляются. Большинство материалов, представленных на сайте, являются моими авторскими разработками, успешно прошедшими апробацию в профессиональном сообществе, также представлены материалы  по воспитательной работе школы №825, школы В.А.Караковского: статьи, публикации, учебно-методический материал по химии по переходу на ФГОС, проектные работы учащихся, презентации, справочная информация, фотогалереи, видеоматериалы, подборки тематических статей для родителей, интерактивные ресурсы для учащихся, и многое другое. Основной формой сетевого взаимодействия, на сегодняшний день, является мой личный сайт химбиоз.рф.

обзор

Таблица распределения просмотров сайта химбиоз.рф (согласно статистике Google Analytics)

По данным Google Analytics за отчетный период, взятый мною в качестве примера, с 1 января 2015 г. по 20 июня 2015 г., сайт посетило 3 866 пользователей при общем числе просмотров равном 4 464. При этом число новых посетителей составило (в процентном соотношении к общему количеству за указанный период) 85,39% (в прошлом году этот показатель был равен 84,13 %). Прирост числа новых пользователей по отношению к предыдущему периоду (до 1 января), равный 85,39%, что свидетельствует об интенсивном росте популярности ресурса и стремительному увеличению числа пользователей. Всего страницы были просмотрены 7 595 раз за отчетное время.

11. Наличие последователей, активно использующих в своей практике мой педагогический опыт, материалы сайта химбиоз.рф

География просмотров довольно обширна: на первом месте стоит Россия (76,01%), на втором – Украина (5,78%), потом – США (5,33%), Казахстан (2,89%), Беларусь (2,49%), Германия (0,78%) и Китай (0,38%).

Распределение по городам РФ происходит следующим образом: больше всего пользователей из Москвы (8,38%), далее следуют Уфа, Краснодар, Санкт-Петербург, Симферополь, Казань, Красноярск, Екатеринбург, Нижний  Новгород.

карта

Шкала просмотров: самым темным цветом выделены места с наибольшим числом посетителей

страныРаспределение процента посещений сайта по странам

городаРаспределение процента посещений сайта по городам России

12. Формы сетевого взаимодействия с обучающимися

Основной формой сетевого взаимодействия является мой личный сайт химбиоз.рф.

Помимо этого существует группа «9А» ВКонтакте.

9а

Ваш отзыв